В синтоистском святилище Никко Тосё-гу в городе Никко в Японии находится произведение искусства, известное во всем мире. Над дверью этого храма с XVII века расположено резное панно, изображающее трех мудрых обезьян. Резьба выполненная скульптором Хидари Дзингоро иллюстрирует известную фразу «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не скажу».
Бытует мнение, что эта пословица пришла в Японию из Китая в VIII веке, как часть Тэндай-буддийской философии. Она представляет собой три догмы, символизирующие житейскую мудрость. Резная панель с обезьянами — это лишь одна маленькая часть большой серии панелей в святыне Тосё-гу.
Всего существует 8 таких панелей, представляющих собой «Кодекс поведения», который был разработан китайским философом Конфуцием. В собрании изречений философа «Лунь юй» («Аналекты Конфуция») встречается подобная фраза. Только в редакции, датируемой примерно II – IV веками нашей эры, она звучала немного по-другому: «Не смотри на то, что противоречит благопристойности; не слушай того, что противоречит благопристойности; не говори того, что противоречит благопристойности; не делай того, что противоречит благопристойности». Вполне возможно, что это оригинальная фраза, которая была сокращена после того, как она появилась в Японии.
Обезьяны на резной панели — макаки, хорошо распространенные в Стране восходящего Солнца. Резьба изображает обезьян сидящими в ряд, первая из ни закрывает себе лапами уши, вторая закрывает рот, а третья вырезана с закрытыми глазами.
Обезьяны, конечно же, известны всем как «не вижу, не слышу, не говорю», в то время, как на самом деле, у них есть свои имена. Обезьяну, которая закрывает себе уши, зовут Кикадзару, которая закрыла себе рот, — Ивадзару, а Мидзару закрывает глаза.
Имена, скорее всего, являются просто игрой слов, потому что они все заканчиваются на «дзару», что на японском языке обозначает обезьяну. Второе значение этого слова — «уходить», то есть каждое слово можно интерпретировать как фразу, направленную на зло.
Вместе эта композиция на японском языке называется «Самбики-Сару», т. е. «Три мистические обезьяны». Иногда же к известному трио добавляют четвертую обезьяну по имени Сидзару, которая представляет принцип «не совершать никакого зла». Стоит отметить, что согласно общепринятого мнения, Сидзару добавили гораздо позже в сувенирной индустрии, исключительно в коммерческих целях.
Обезьяны представляют собой подход к жизни в религиях синто и косин. Историки считают , что символу трех обезьян приблизительно 500 лет, однако, некоторые утверждают, что подобная символика была распространена в Азии буддистскими монахами, возникнув в древней индуистской традиции. Фотографии обезьян можно увидеть на древних свитках косин, в то время святилище Тосё-гу, где расположено знаменитое панно, было возведено, как священное здание для верующих синто.
Вопреки распространенному мнению о том, что три обезьяны возникли в Китае, скульптуры и картины «не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла» вряд ли найти в любой другой стране, кроме Японии. Самый старый памятник косин, на котором фигурировали обезьяны, был построен в 1559 году, но на нем есть только одна обезьяна, а не три