Образы черных слуг в американской культуре: почему они командовали хозяевами


"Унесенные ветром" это книга, написание которой сейчас было бы невозможным (наверное, ее уже переиздали с звездочками вместо огромного количества слов, хорошо, что на русском нормальный перевод есть).

Я в этой книге обожаю образы домашних слуг — Мамушки, Порка и дяди Питера. Там было их, конечно, больше. Например, Дилси, смешанного черного и индейского происхождения, хоть и не родилась в доме О’Хара, но была им очень предана и благодарна. И была на порядок умнее рабов с плантации.

Но самые близкие к белым господам рабы, воспитатели, нянюшки, это была особая каста.

Образы черных слуг в американской культуре: почему они командовали хозяевами

Джералд родился в Ирландии, от рождения не имел никаких рабов, а своего первого раба — Порка — выиграл в карты. Но Порк был из той же породы: был предан хозяину, готов был рисковать жизнью, чтобы в трудные временами добыть еды, готов был умереть за него. А когда Джералд состарился и был не в своем уме, Порк ухаживал за ним, как нянька и сиделка.

Образы черных слуг в американской культуре: почему они командовали хозяевами

Но самые-самые — это, конечно, Мамушка — няня Эллин и Скарлетт, и Питер — слуга Гамильтонов. Мамушка вырастила с рождения Эллин, мать Скарлет, а значит, самой Скарлетт могла считаться “бабушкой”.

Образы черных слуг в американской культуре: почему они командовали хозяевами

Но, кстати, не ее сестрам, Сьюлин и Кэррин не так любимы Мамушкой и она вовсе не предана им.

А Питер служил с рождения Мелани и Чарлзу, а также опекал инфантильную тетю Питти. Кстати, когда во время войны рабочих рук не хватало, и другие слуги (женщины) были заняты, Питер прекрасно заботился и о малышах — детях Скарлетт и Мелани.

Это была высшая ступень в иерархии слуг, на всех остальных они могли смотреть с презрением: на рабов с плантации и особенно на вольных после войны. Разумеется, отмена рабства на них не повлияла никак.

Образы черных слуг в американской культуре: почему они командовали хозяевами

Но в повседневной жизни они часто были невыносимы. Ни поставить их на место, ни перевоспитать их было невозможно. У них были свои понятия о приличиях, допустимом и недопустимом, и после войны становится ясно, что черные судят строже, чем некоторые белые. У белых война упростила нравы, у определенной касты слуг – нет.

Именно Мамушка — единственный человек, осуждения которого боится Скарлетт, до этого таким человеком еще была мама, но та умерла. Именно обида, нанесенная дядюшке Питеру (не кому-то из белых друзей или родственников, нет) ранит Скарлетт до слез. А обида была в том, что ирландка обозвала его “n1 ge яoм”. Черные между собой называли так друг друга, и это было не обидно, Питера обидело именно то, что он, уже немолодой, впервые услышал это слово от белой женщины.

Когда я смотрела фильм “Джанго освобожденный”, при появлении Стивена (Сэмюэль Л. Джексон) я сразу поняла: вот он. Личный слуга Келвина Кэнди, вероятно, вырастивший его, вынянчивший на ручках. Для которого уже немолодой, жестокий и порочный хозяин остается любимым, несознательным, капризным ребенком.

Образы черных слуг в американской культуре: почему они командовали хозяевами

Их диалоги — абсолютно в духе “Унесенных ветром”. Один распоряжается на правах хозяина, другой спорит и пререкается согласно своим понятиям о том, как правильно. Построить такого раба, командовать им — невозможно. Но и купить такую преданность за деньги — тоже.

Образы черных слуг в американской культуре: почему они командовали хозяевами

Фильм снят в 2012 г. и тогда он получил "Оскара" за сценарий, и еще одного "Оскара" забрал актер Кристоф Вальц. Сейчас такой фильм не то что не допустят до премии, его нельзя даже снять. Тарантино запрыгнул в последний вагон. Всего 9 лет прошло. Точнее, с 2020 г. всего восемь…

#дсг_кино

#дсг_книги


Понравился пост? Поделитесь с друзьями!

0 Comments

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.