Я туда не пойду: 5 советов по адаптации к школе от психолога


Эти лайфхаки помогут избежать лишних сложностей и родителям, и детям.

Я туда не пойду: 5 советов по адаптации к школе от психолога

Страшный сон любого родителя – первоклашка отказывается идти в школу. Причин этому может быть множество, а избежать кошмара помогут нехитрые «правила игры». Вместе с психологом Татьяной Петроченко выясняем, как поддержать ребенка и что делать, если школа не вызывает радости.

1. Дайте ребенку время перестроится

Я туда не пойду: 5 советов по адаптации к школе от психолога

Первоклашкам сложно привыкнуть к школе даже при объемной подготовке, ведь меняется практически весь ландшафт их повседневной жизни. Появляются новые взрослые, одноклассники, задания и график, форма и еще масса мелочей, из которых складываются переживания первоклашки. Если для взрослых не составляет труда перестроится, то ребенку необходимо время привыкнуть к новому, объясняет психолог.

«Для ребенка это серьезная сенсорно-эмоциональная нагрузка на мозг и психику и переварить ему все это непросто. В маленькой головушке первоклассника должны простроиться нейронные сети про изменившуюся реальность. Непременно надо дать время на то, чтобы нейронная карта нового ландшафта детского мира уложилась в мозгу семилетки, потому что голос учительницы отличается от привычного голоса воспитательницы, машинками играть на парте нельзя, вместо удобных штанишек брюки, которые жмут в поясе, и пиджак, мешающий размахивать руками. Да и руками нельзя размахивать! И как много в портфеле больших непонятных книжек, которые не понять и не запомнить, да и сам портфель такой тяжеленный, что уже и не очень нравится… Пойти в школу, это как переехать жить в новую страну: меняется почти все, и вроде как ты этого хотел, но не так себе все представлял», — рассказывает Татьяна Петроченко

2. Будьте рядом с ребенком

Я туда не пойду: 5 советов по адаптации к школе от психолога

Родители выступают главной «группой поддержки» малыша, их задача — не только поддерживать, но и вдохновлять. При переходе в школу ребенок теряет многие сформированные связи и прощается с уже привычным миром, что порождает так называемую травму привязанности.

«В новой школьной жизни ребенку пока все небезопасно, потому что кругом сплошная неизвестность! И мы можем даже не подозревать, в каких мелочах прячется его страх перед этой неизвестностью.  Простой пример: мой внук потерял бейджик, ему купили новый, но фамилию и имя написали маркером от руки. Он очень боялся, идя в школу, что его будут ругать и он теперь не как другие детки с нормальными бейджиками. Поэтому важно и ребенку, и родителю не оставаться один на один со своей новой жизнью.

Моя рекомендация мамам — будьте рядом с ребенком, побольше с ним разговаривайте обо всем на свете, а не только о школе. Рассказывайте ему о том, как вы провели день, что в нем было приятного и не очень. Организовывайте по возможности семейные ужины, вылазки в гости и за город. Веселитесь, дурачьтесь, ешьте мороженое и надувайте мыльные пузыри. Это сильно смягчит переход из одного этапа жизни в другой, поможет ребенку и вам не впасть в отчаяние, что детство закончилось, а вместе с ним закончились легкость и радость бытия. Всячески поддерживайте уверенность ребенка, что вы рядом и все будет хорошо», — советует Татьяна Петроченко.

Рекомендуем: Все в столовку: что едят школьники в разных странах

3.   Обязательно выясните причины нежелания идти в школу

Я туда не пойду: 5 советов по адаптации к школе от психолога

Понять их, объясняет психолог, возможно получится не сразу. Однако если родителю стало очевидно, что что-то идет не так — разбираться стоит сразу же.

«Чем раньше вы заметите, что с ребенком что-то не так, тем лучше для разрешения ситуации и психического здоровья ребенка. Сначала мирно и тепло поговорить с ним самому. Если мирно и тепло не можете, попросите старшую сестру, бабушку, свою подругу невзначай затеять разговор о школе, лучше это делать не дома, а где-то в нейтральном и приятном месте: в парке, в кафе, в дороге, в поездке в зоопарк», — говорит психолог.

4. Не откладывайте поход к специалисту

Я туда не пойду: 5 советов по адаптации к школе от психолога

Консультация поможет быстрее и эффективнее разрешить возникшие трудности. Кроме того, затягивание может иметь серьезные последствия для ребенка. Однако родителям нужно быть готовым к рекомендациям психолога.

«Привели мне на прием девочку, которая была два года отличницей, любила школу и не высказывала никаких недовольств, а потом на двойки-тройки скатилась и все время плачет перед школой. Стала на живот жаловаться и руки расчесывать. — Как? Почему? Куда мозги делись? Что с ребенком делать? — недоумевали родители.

После нескольких встреч с ребенком, игр в песке и рисунков, выяснилось, что девочка панически боится учительницу: та кричит, высмеивает, сравнивает с любимчиками и рассказывает про страшное — «то ли еще будет, когда от меня уйдете». Она даже говорить об учительнице боялась, ее имя-отчество так и не осмелилась назвать – та убедила детей, что видит и слышит сквозь стены! Тут кто угодно зачешется и животом начнет страдать. Работали с ребенком несколько месяцев, девочке полегчало, но о переводе в другую школу мама и думать не хотела. — Это же сильная школа, о чем вы! Здесь такие прочные знания дают! Из этой школы все дети в ВУЗы поступают!», — рассказывает Татьяна.

Рекомендуем: Как разведенной маме воспитать сына: 5 советов от Михаила Лабковского

5.   Соблюдайте правила «психологической гигиены»

Я туда не пойду: 5 советов по адаптации к школе от психолога

Понятные и простые правила помогут школьнику ощутить поддержку и не сойти с ума родителям. Что могут сделать взрослые:

  • Легче воспринимать трудности и снижать значимость ошибок. Забыл форму — ничего, через три раза не забудет, нет друзей — научите как поделиться машинкой и бананом, помогите или подскажите как познакомься еще с кем-то.
  • Освободить от перегрузок и повышенных требований. Сентябрь – время адаптации, пускай лучше поиграет, побегает на площадке с ребятами, переберёт коробки с игрушками, поплещется в ванной или вымоет посуду.
  • Разговаривать и обнимать, обнимать и разговаривать. Никаких вопросов «Как дела в школе?», меняем на «Что интересного за день произошло, что новенького узнал, что ребята рассказали, натворили любопытного, как настроение, о чем мечтаешь, какие планы на выходные…?»
  • Поддерживать и укреплять все хорошее и доброе. Случайно повесил форму на плечики — похвалите и предложите так всегда делать, устал и лег сам пораньше спать, обнимите и несколько минут подержите за кучку, сидя рядышком, сложил книжки в портфель — улыбка и три поцелуя!
  • Воспитывать веру себя и умение заботиться.  Подарите ребенку цветок или лучше выберите его вместе, дайте растению имя или прозвище, например, «мое настроение» или «Гаврюша» и пускай ваш первоклассник заботиться о своем цветке: подберёт для него лучшее место, узнает об особенностях растения и режиме полива, опрыскивает, рассказывает о школьных делах и делится секретиками…
  • Относиться к школе без фатализма и лишней «взрослости». Школа не всегда неизбежное зло, и школа — это не «детская работа». Школа — это время любопытства, дружбы и влюбленностей, формирования личности и вкусов.

Читайте также: Дети вежливые и послушные: 6 главных принципов французского воспитания


Понравился пост? Поделитесь с друзьями!

0 Comments

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.