За «Ламбаду» пришлось заплатить миллионы

За «Ламбаду» пришлось заплатить миллионы

В августе 1989 года советская страна дружно задвигала попами под зажигательную ламбаду – об этом танце все узнали благодаря группе Kaoma. Одноименный хит стал настоящей нетленкой, который нет-нет, да и вызовет приступ ностальгии у тех, кто в те годы тоже рискнул дать своим бедрам полную свободу.

Танец ламбада зародился в Бразилии, в штате Пара, омываемом на северо-востоке водами Атлантического океана. Мало кто знает, что ее чувственный стиль, по сути, имитирующий половой акт, держится на движениях индейского танца каримбо. Так что ламбада в буквальном смысле пришла к нам из глубины веков и лесов Амазонии.

За «Ламбаду» пришлось заплатить миллионы

Если говорить о «паспортных данных», то точным местом рождения ламбады считается город Порту-Сегуру, с которого и началось знакомство европейцев с Бразилией. В конце 80-х годов на традиционном местном карнавале побывал Жан-Клод Бонавентур, продюсировавший проект Kaoma. Группа зародилась в недрах одного из парижских ДК, хотя самих музыкантов роднило с Францией только то, что они перебрались туда из стран Латинской Америки в поисках лучшей жизни и круассанов по утрам. Именно Бонавентур и услышал на карнавале позывные ламбады и настолько воодушевился, что решил переформатировать свое детище. Вернувшись в Париж, он озаботился поисками солистки для обновленного проекта, и вскоре его музыкальный слух вырвал из тысячи голосов разного тонового окраса вокал Лоалвы Браз – смешливой уроженки Рио-де-Жанейро, появившейся на свет 3 июня 1953 года.

Она родилась в семье музыкантов: мама – пианистка, папа – руководитель оркестра. Пожалуй, было бы странно, если бы девочка, познавшая ноты раньше букв, вдруг увлеклась бы, допустим, спортом. Но она предсказуемо села за фортепиано в 4 года, а в 13 уже стояла на сцене с микрофоном в руке и исполняла народные бразильские песни. Получив школьный аттестат, Лоалва покрепче взялась за микрофон и отправилась в «плавание» по ночным клубам. Возможно, ей бы удалось влюбить в фольклорные напевы изысканных завсегдатаев заведений с неоновыми вывесками на фасаде. Но нет, она пела современные диско-песни и добилась невероятного успеха в бразильской столице. Однако ей показалось мало быть звездой у себя на родине – в 1985 году Лоавла Браз бросает все и перебирается в Париж с мечтой стать звездой международного масштаба. Спустя пару лет, когда эйфория несколько спала, а слава явно задержалась где-то на полпути, у певицы пару раз возникло отчаянное желание послать все к Эйфелевой башне и вернуться домой. Однако она благоразумно решила дать удаче еще один шанс.

За «Ламбаду» пришлось заплатить миллионы

Удача оказалось более чем благосклонной к Лоалве Браз, лично явившись к ней в образе Жан–Клода Бонавентура. Мечта певицы, да, в общем-то, и самого продюсера, осуществилась на все сто. В августе 1989 года у Kaoma вышел сингл «Ламбада», который и стал той самой последней отвалившейся ступенью, после которой скорость ракеты достигает космических масштабов. Сингл «Ламбада» мощным музыкальным цунами обрушился на оба полушария, попала в национальные чарты многих стран, включая США и Великобританию, сама группа украсила свою студию многочисленными наградами.

За «Ламбаду» пришлось заплатить миллионы

В СССР, только успокоившемся после блокбастеров «Ласкового мая», снова началось всеобщее безумие: под «Ламбаду», кажется, танцевали даже утюги, из которых, собственно, этот шлягер и доносился. Свадьба, день рождения, встреча из армии – на всех проходивших в те годы семейных торжествах позывные «Ламбады» гремели дважды, а то и четырежды за вечер. При первых же словах Chorando se foi guem un dia so me fez chorar гости дружно разбивались на пары, но чаще – выстраивались змейками и кружили по комнатам, выписывая бедрами невидимую восьмерку. Этот танец осваивали даже малыши в детских садах, не говоря уже о хореографических кружках. «Ламбада» ввела моду на короткие юбочки-разлетайки, банданы и топики.

Группа Kaoma только успевала перебираться со сцены Cabaret Paradis в Париже на сцену Madison Square Garden в Лондоне и далее – по всей Европе. В тот период голос Лоалвы Браз был одним из самых узнаваемых в мире. Но международная слава на коллектив обрушилась вместе с грандиозным скандалом. Оказалось, что мегасупер хит – абсолютный и ничем не прикрытый плагиат более спокойной по темпераменту и даже тоскливой баллады Llorando se fue группы Los Kjarkas из Боливии. Было очевидно, что у них есть все шансы выиграть дело в случае обращения в суд. И они его не упустили. Вероятность того, что Kaoma окажется в победителях, была ничтожной. Так и вышло – музыкантам пришлось поделиться миллионными доходами. В общем, одна трехминутная «Ламбада» волей неволей озолотила сразу два коллектива.

Зато советские исполнители не особо запаривались на тему авторских прав и отчислений, тут же пойдя по стопам «Ламбады». Особенно отличились хулиганы-панки «Сектор газа», на мотив вечнозеленого хита с выражением исполнившие песню про прелести орального секса. Среди менее противоречивых творений можно вспомнить шлягер Владимира Мигули «Туда-сюда», явно вдохновленном «Ламбадой», и, конечно, вездесущего Сергея Минаева, который, кажется, обстебал все мировые хиты, начиная от Modern Talking и заканчивая Desireless. Забавно, что в случае с «Ламбадой» он не стал мелочиться и выпустил даже несколько ее версий. В одной из них, любовной, звучат такие слова:

Ты крутила мной,

Как хотела, но хотел ли я?

Ты любила зной,

Я потел и думал:

«О-ля-ля!»

Не сходи с ума,

Ты же видишь сама

На кошмар стал похож этот рай!

Не сходи с ума, а в ответ как волна

Шепот гальки: «Амиго, давай!

Во второй версии, патриотической, под названием «Советикус», он уже не так осторожничал в выражениях:

Со-социализм, много в нем лесов, полей и рек,

Плю-плю-плюрализм, где так вольно дышит человек,

Перестройка, рок, на талоны паек,

Макароны, картошка, крупа.

Ускорение, гласность, прения,

Балалайка, гармошка, ура!

Вряд ли нынешние депутаты простили бы исполнителю его душевный порыв и столь вольное обращение с символами СССР. Но в то время пластинки с обрусевшей «Ламбадой» в интерпретации Минаева разлетелись в два счета.

За «Ламбаду» пришлось заплатить миллионы

Лоалва Браз отпочковалась от родного коллектива в 1998 году, после девяти лет совместных трудов и двух альбомов. Она выпустила несколько сольных пластинок, занялась аранжировками, облюбовала для проживания столицу Швейцарии. Однако в 2006 году на волне увлеченностью стилем ретро произошло трогательное воссоединение легенд 80-х-90-х годов. С тех пор они снова вместе, живут и работают в Рио-де-Жанейро, и иногда выступают в России на корпоративах крупных компаний, чье начальство тоскует по тем временам, когда доллар стоил всего 60 копеек, а о евро никто даже не подозревал.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек