Несмотря на то, что мы не в состоянии изменить систему образования, саму школу, людей, которые ее составляют, мы можем воспитывать наших детей так, чтобы они росли с внутренней силой для преодоления школьных проблем и здоровым чувством собственного достоинства.
3 действенных совета как защитить ребенка от стресса
1. Избавьтесь от постоянных ожиданий результата от ребенка
Школа предъявляет довольно высокие требования к ученикам. Иногда они приспосабливаются к своим предрасположенностям, что чаще превышает их когнитивные, физические и эмоциональные способности. Стоит помнить об этом и не напрягать своего ребенка.
Очевидно, что каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок всесторонне развивался, приобретал знания, необходимые для понимания мира и достижения своих образовательных и профессиональных целей.
Однако следует помнить, что давление постоянных ожиданий не поддерживает ребенка, а скорее угнетает его в долгосрочной перспективе, способствуя возникновению дальнейших трудностей, например, в обучении и запоминании.
Некоторые родители постоянно ожидают, что их ребенок с энтузиазмом проведет долгие часы, изучая и выполняя домашние задания, принесет хорошие оценки и похвалу за свое поведение, выиграет конкурсы и предметные олимпиады, примет участие в группах по интересам и т.д.
Это может оказать совершенно неожиданный эффект — ребенок наконец-то не сможет выдержать давления, а его нервная и иммунная системы перестанут гармонично работать. Следовательно, это недалеко от проблем со здоровьем, поведенческих трудностей, эмоций и серьезных проблем в отношениях с родителями, сверстниками, учителями…
Задача нас, взрослых, состоит в том, чтобы ответить на вопрос, должен ли ребенок быть хорошим или лучшим во всем. Мы можем дать ему или ей возможность по-настоящему познакомиться с собой и миром за пределами школы и поддержать их, избавившись от нездоровых ожиданий.
Вместо того чтобы спрашивать:
«Как школа?»
» Садись, чтобы учиться!» «Хватит лениться!» «Немедленно выполняй домашнее задание!»Стоит сказать:
«Как ты себя чувствуешь сегодня, солнышко?»
«Что в тебе хорошего и трудного сегодня было?» «Как ты себя чувствуешь сейчас?» «Прогуляемся вместе?» «Давай, покажи мне, что ты должен делать. / Ты понимаешь материал? Может быть, я могу чем-то помочь?»2. Хватит винить ребенка в неудачах
Когда в школе происходит что-то плохое, ребенок испытывает трудности в общении с учителями или друзьями, не может освоить материал или не любит предмет, родители винят в этом ребенка или учителя. Искать кого-то, кто виноват, не приносит никакой пользы.
Когда мы постоянно пробуждаем у ребенка чувство вины, мы не помогаем ему справиться с трудностями, которые он испытывает, а наоборот, достаточно эффективно способствуем повышению уровня стресса и снижению мотивации к обучению и самооценки.
Когда мы обвиняем учителей в гневе и бессилии, мы учим наших детей, что осуждение других и плохие разговоры о них или вступление в конфликт — это единственный способ справиться с невзгодами.
Вместо того чтобы обвинять ребенка и других, стоит подумать о решениях, которые будут поддерживать ребенка в том, что ему трудно. Стоит также попытаться наладить нить взаимопонимания с учителями…
Важной задачей родителя является поиск источника поведения и трудностей ребенка и оказание ему профессиональной помощи. Когда ребенок чувствует, что взрослые искренне заинтересованы в нем и хотят ему помочь, он постепенно обретает покой, внутреннее равновесие и готовность действовать.
3. Поговорите с ребенком спокойно и терпеливо
В современном взрослом мире трудно остановиться и послушать ребенка спокойно и внимательно. Поговорите с ним, спросите о его самочувствии, потребностях и эмоциях. Однако внимание родителей необходимо для того, чтобы почувствовать равновесие и поддержать ребенка. Так что стоит найти хотя бы несколько моментов в течение дня, чтобы быть вместе.
Чувствительность к тому, что испытывает ваш ребенок в школе и за ее пределами, а также к тому, что происходит в мире его чувств, является ключом к хорошим отношениям и дружеским контактам. Это также является основой для безопасных отношений с ребенком на всю жизнь. Сочувствие/ сопереживание ребенку позволяет ему понять и смягчить его напряжение.